Использование музейно-образовательных технологий в формировании у школьников готовности к социальному взаимодействию.
В Постановлении Правительства Самарской области «О концепции компетентностно - ориентированного образования в Самарской области» (2004г.) среди ключевых компетентностей названа готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно с ними взаимодействовать, использовать их ресурсы для решения задач. Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее достижение такого результата. Это непростая задача может успешно реализовываться в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики, соединяющего школу и музей, исследующего музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам, человеческим ценностям.
Музейная педагогика использует особые технологии взаимодействия человека с культурой прошлого, сегодня- это интенсивно развивающееся направление педагогической науки, предусматривающее обучение и воспитание учащихся на музейном материале, в условиях музейной среды и образовательного учреждения. Одним из вновь актуальных направлений её деятельности в настоящее время является проблема создания школьных музеев. Школьные музеи обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, если школьный педагогический коллектив умело использует их в своей работе. В Тольятти сегодня 49 школьных музеев. Они участвуют в поисково-исследовательской работе, организуют встречи с интересными людьми, знакомят учащихся с историческим краеведением, помогают понять, как много сил и души вложили их предшественники в развитие экономики и культуры края.
В нашем стремительно меняющемся мире музей в школе должен быть «живым». Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и создания современных интерактивных экспозиций, с использованием информационных технологий, поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно пробуждать и поддерживать интерес детской и взрослой аудитории.
Все эти принципы мы имели в виду, начиная свою работу над интерактивным Музеем Отваги в нашей школе. В год празднования 60-летия Победы над фашизмом на территории школы состоялось открытие памятника-символа воинам, награждённым медалью «За отвагу». Памятник стал не просто школьной достопримечательностью, а первым городским памятником боевой награде, внесённым в городской реестр охраны памятников. Впервые, в ходе реализации проекта, сведения о жителях нашего города, удостоенных этой почетной награды, были собраны воедино. 630 ветеранов Великой Отечественной войны, 158 участников войны в Афганистане, 139 воинов, участвующих в боевых действиях в Чечне,- таков итог исследования. Благодаря созданному в ходе реализации проекта сайту http//za-otvagu.narod.ru, его итоги стали общедоступными.
Результаты этого проекта навели на мысль о создании школьного Музея Отваги. Идейный его замысел состоит в том, что отвага («храбрость, смелость, решительность, неустрашимость, предприимчивость, надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости и уныния, ответственность за принятые поступки и решения» (В.Даль) – это общечеловеческое качество, которое проявляется не только в военных условиях, но и у людей различных профессий, а также в жизни каждого человека в экстремальных, жизненных, проблемных ситуациях выбора.
Создание музея стало совместной ответственной работой музееведов, педагогов, психологов, дизайнеров и, конечно же, самих школьников. Первый шаг - проведение проектного семинара–тренинга по проектированию модели музейного комплекса. В его работе приняли участие сотрудники и ученики школы № 93, лидеры Молодёжного Банка г. Тольятти, Тольяттинского отделения Российской организации скаутов, студенты-дизайнеры ТГУ, музейные работники, журналисты, психологи, сотрудники социально- экономического колледжа, городского ресурсного центра, Департамента культуры мэрии, общественных организаций «КРУГ» и «Центра Возрождения Женщины «Анастасия», центра информационных технологий образования, клуба юных моряков, молодёжного центра «Альтернатива», Волжского университета им. В.Н. Татищева. В творческой командной работе был создан оригинальный образ «живого интерактивного музея нового поколения», с использованием современных музейных, информационных, дизайнерских технологий, инновационным подходом к экспозиционно-выставочному пространству. Для школьников это был интереснейший опыт работы в команде наравне со взрослыми. И вот некоторые из отзывов наших учеников:
- Дмитриев Никита: «Мне очень понравился семинар. Я был заинтересован в участии, так как являюсь одним из авторов сайта по проекту, а для дальнейшей работы над виртуальным музеем, мне необходимо было объединиться с коллективом единомышленников и получить много новых идей. Творческая обстановка, которая витала в воздухе, заставляла думать и воздвигать порою неожиданные мысли. Я верю в то, что наш музей действительно будет популярным в нашем городе. Обещаю приложить все силы, чтобы Интернет «заговорил» об «отважном музее».
- Колготин Виталий: «Если бы мы создавали музей только силами сотрудников школы, я уверен, что это было бы намного дольше и такого результата не было. Мне понравилась непринуждённая атмосфера, радость от ожидания чего-то нового, предвкушения от происходящего».
- Таликина Ирина: «Семинар понравился знакомством с новыми людьми и возможностью подумать, что тоже не мало важно. Результатов мы достигли, это самое главное, по крайней мере, определились с концепцией»
Основная деятельность по созданию экспозиции школьного музея продолжалась с марта 2006 по сентябрь 2007 года. За это время вокруг музея вырос большой круг друзей и партнеров - учащиеся школы, их родители, педагоги, различные организации, жители города, которые принимали активное участие в создании музейной экспозиции.
Среди наших партнёров:
- Отдел милиции специального назначения г.о. Тольятти
- Отдел милиции особого назначения ГУВД по Самарской области (дислокация - г. Тольятти)
- Тольяттинская организация ветеранов Афганистана
- Тольяттинский государственный университет
- Автономная некоммерческая организация «КРУГ»
- Некоммерческое партнёрство «Центр Возрождения Женщины Анастасия»
- Дошкольные учреждения № 176 и 193 АНО «Планета детства»
- Воинская часть № 6622 и войсковая часть № 02977
- Военные комиссариаты Автозаводского, Центрального и Комсомольского районов г. Тольятти
- МОУДОД Клуб юных моряков и речников имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова
- Самарский региональный общественный фонд ветеранов Пограничной службы «Граница»
- ООО «Континенталь»
- Молодёжный банк Общественного фонда Тольятти
- Кадетский военный корпус
- Тольяттинская скаутская организация
- Совет родителей, дети которых погибли в Афганистане и Чечне
- Тольяттинская городская общественная организация «Российский союз офицеров запаса»
- Тольяттинский краеведческий музей
- Музей историко-культурного наследия г. Тольятти
- Муниципальное учреждение Аварийно-спасательная служба «Станция спасения Тольятти»
- Социально-экономический колледж
- Городской информационный портал
- Газеты: «Городские ведомости», «Площадь свободы», «Вольный город», «Домашний советник», «Истоки»
- Радиостанции: «Август», «Волна», «Новый век».
Совершенно очевидно, что только благодаря их поддержке, постоянному взаимодействию с ними нам удалось в довольно короткие сроки(1,5 года) создать и открыть для посетителей наш музейный комплекс.
Музейный историко-краеведческий комплекс Отваги –
- это исследовательский центр, направленный на поиск, изучение, сохранение памяти о героических подвигах, отважных делах и поступках прошлого и настоящего;
- это коммуникативная площадка;
- это современный музей с использованием новых технических средств и информационных технологий;
- это музейно-образное экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и дизайнерских решений;
- это интерактивный музей, предполагающий различные формы взаимодействия с посетителями.
Музейный комплекс включает в себя памятник воинам-участникам Великой отечественной войны и боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе, награжденных медалью «За отвагу»; фонды открытого хранения предметов музейного значения (38 кв. м), а также экспозиционно-выставочное пространство (72,8 кв. м), представленное тематическими разделами: Мир отважных; Граница; Медаль «За отвагу» – боевая награда!; На пути к отваге; Отважные люди; Твоя отвага.
Многие героические поступки людей, в которых проявлялось личное качество отвага, совершались «на грани» жизни и смерти, выборе позиций жизненного пути, «пограничных состояний» души. Мы хотели показать значение и проявление отваги как личностного качества человека в разных жизненных ситуациях.
Еще до входа в экспозицию дети погружаются в «мир отважных». Перед ребятами здесь встают вопросы: «что такое отвага», «кто для меня отважный человек», «отважный ли я человек», выявляются моральные и нравственные качества человека, способствующие проявлению отваги. Этому способствует образно оформленный дизайнерами вход в виде настенного панно-коллажа о реальных героях, многие из которых жители нашего города. После выполнения ряда поисковых заданий посетители проходят в экспозицию.
Раздел «Граница» знакомит с «государственной границей», её изменении в различный временной период, протяженностью, несением караульной и пограничной службы, обязанностями пограничника, с ролью служебных собак на границе, фондом ветеранов Пограничной службы «Граница». Для знакомства с ним используются различные игровые задания.
Раздел, посвященный медали «За отвагу», рассказывает об истории этой награды, используется мультимедийная техника для демонстрации кадров хроники, информации о воинах, награждённых медалью «За отвагу» и фильмов военной тематики. Благодаря поисково-исследовательской деятельности школьников формируется «Книга Отважных» - участников Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе и в Чечне.
В следующий раздел экспозиции («На пути к Отваге») посетители попадают через препятствие в виде тёмного пространства, задуманного как «преодоление». Далее они «погружаются» в различные ситуации – могут примерить военную форму, собрать военный вещевой мешок, надеть сапоги, противогаз, упражняются в определении воинских званий. Различные игровые задания позволяют представить себя в роли военных. Перед зеркальной стеной они могут увидеть себя в новом образе.
Раздел «Отважные люди. Твоя Отвага» представляет интересные факты, документальные материалы о силе духа человека, об отважных поступках невоенных людей, проявленных в различных экстремальных ситуациях, в повседневной жизни (милиционеры, спасатели, альпинисты, путешественники и просто жители нашего города). Здесь детям должно стать понятно, что у каждого в жизни - своя отвага. Выполняя различные задания интерактивной экспозиции ребята узнают характерный для каждого из них тип отваги: «Спасатель», «Экстремал», «Танк», «Таран», «Профессионал», «Лицедей», задумываются над тем, что такое «лжеотвага», пытаются вывести формулу своей отваги.
В основу экспозиционного решения положен комплексно-тематический принцип и музейно-образный метод, эмоционально воздействующий на посетителя, «погружающий» его в предметно-пространственную среду, в которой происходило то или иное событие. Важную роль играют цвет, свет, звук и визуальный образ героя. Это позволяет иногда заменить недостающие подлинные экспонаты хорошо сделанными копиями. В экспозиции есть также схемы, карты, диорамы, макеты, помогающие раскрыть содержание темы экспозиции.
Для музея было заказано специальное оборудование (витрины, специальные шкафы, столы, размещенные по кругу), изготовленное по специальным чертежам, а также «тематические жалюзи», настенные сюжетные панно, интерактивная стены с выдвижными ящиками, макеты, пластиковая перегородка, магнитный экран., музейная компьютерная техника включена в общешкольную сеть, подключена к Интернету, есть магнитофон и мультимедийный проектор.
Уже сейчас, всего несколько месяцев после своего открытия, музей активно работает. Он всегда полон детей разного возраста, которые приходят на переменах, во время и после уроков, на занятия кружков. Жизнь музея богата разнообразием и творчеством, постоянными встречами с партнёрами и друзьями. Поэтому и пространство музея и сама музейная деятельность представляют для школьников большие возможности в формировании их ключевых компетентностей. В работе над проектами ребята осуществляют поисково-исследовательскую деятельность, в которую вовлекают учащихся школы, их родителей, педагогов, и конечно же, партнёров, многие из которых за время создания музея стали нашими настоящими друзьями.
Они занимаются поиском, сбором, изучением материалов об отважных людях города, о людях отважных профессий, о людях, награжденных медалью «За Отвагу».
В ходе поисково-исследовательской деятельности учащиеся встречаются, общаются с людьми разных профессий и возрастов, разных судеб. Они учатся работать с различными источниками информации: изучают письма, рукописные дневники, предметы музея, а также дополнительную информацию по теме.
Результатами становятся акции по сбору экспонатов, исследовательские проекты - работы учащихся, например такие, как: «Пограничник», «Военные трофеи», «Моржевание – здоровый образ жизни», «Отважные люди – пожарные», «Наша служба и опасна и трудна», «Сапер», «Отважные журналисты, отзовитесь!», «Экстремальные виды спорта», «Бронетранспортеры Афганской войны», «Привет из Афганистана», «Чтобы город спал спокойно», «Отважный путешественник», «Опаленные солнцем Афганистана», «Чечня. Крещение в аду».
Некоторые работы приняли участие в городском конкурсе «Моя малая родина – Тольятти» и были отмечены дипломами победителей.
Продолжается поисково-исследовательская работа, связанная с тематическими разделами экспозиции. Комплектование фондов осуществляется с помощью акций по сбору музейных экспонатов «На пути к Отваге» и «Свидетели боевых событий» среди учащихся, педагогов и жителей города, а также в результате проведения дня открытых дверей, встреч с интересными людьми отважных профессий, тематических вечеров. Уже сформировано 13 коллекций, в которых насчитывается 265 музейных предметов.
Культурно-образовательная деятельность музея Отваги осуществляется с использованием как традиционных (экскурсии, познавательные историко-краеведческие викторины, тематические вечера), так и нетрадиционных форм работы (интеллектуальные и деловые игры, семинары-тренинги, мастер-классы, конкурсы, фестивали патриотической песни, компьютерные игры). Посетители также могут познакомиться с музеем при помощи интерактивного путеводителя.
Сотрудниками музея разработаны авторские программы дополнительного образования: «Школьное музейно-экскурсионное бюро» и «Музейный мир», «К защите Отечества - готов», которые направлены на формирование актива школьного музея, а также их активное включение в различные сферы музейной деятельности. Программы носят культурологическую, туристско-краеведческую, военно-патриотическую и социально-педагогическую направленности.
Школьный музей создавался для учащихся и при их непосредственном активном участии. Участие школьников в жизни музея оказывает на них большое воспитательное воздействие. Собранные в ходе исследования материалы детей вошли в «Книгу Отважных», которая находится в экспозиции музея. Она доступна для каждого посетителя и используется во время экскурсии по музею. Творческие работы, различные макеты, сцены военных действий, выполненные руками учащихся, также размещены в экспозиции музея.
Музейная деятельность богата разнообразием и творчеством. Музей одновременно создает условия и дает различные возможности для развития личности, её самореализации, формирования у подростков позитивного отношения к жизни, бережного отношения к общекультурным человеческим ценностям, условия и возможности для выбора профессиональной сферы. Активисты школьного музея проводят экскурсии, принимают участие в городских акциях по сбору экспонатов, научной обработке предметов музейного значения, во время которых каждый находит в музее свой интерес: ребята учатся понимать и общаться с людьми разных профессий и возрастов, разных судеб, а взрослые передают им частичку своего жизненного опыта, своей мудрости. Об этом они пишут и в книге отзывов: «здесь мне никогда не бывает скучно; мы мечтаем стать экскурсоводами, и музей нам в этом поможет; кто бы не вошёл в этот музей - выйдет из него очень отважным; у экспонатов нашего музея есть не только история, есть живое дыхание, живой голос…»
Таким образом, многоплановая и разносторонняя деятельность современного музея образовательного учреждения с активным участием в ней школьников выходит за рамки самого музея и за рамки школы, она пробуждает интерес к музею и вовлекает широкий круг подростков, взрослых, партнёров и спонсоров в свою музейную аудиторию.
Представленная модель интерактивного музея способствует формированию активной жизненной позиции школьников, девизом которых становится жизнеутверждающая фраза: «У каждого своя отвага в этой жизни. Хочешь быть отважным – будь им!».
Н. М. Ланкова - методист СП «Гражданин» МОУ СШ № 93 г.о.Тольятти, руководитель школьного музея Отваги, музеевед. |