Для детей от 12 и старше.
Музей Отваги – Отважный Музей!
Вы к нам приходите друзья поскорей.
Мы памятник-символ Отваги покажем
И вам про отважных людей мы расскажем.
Вы к нам приходите друзья поскорей.
Мы памятник-символ Отваги покажем
И вам про отважных людей мы расскажем.
Мир отважных.
Перед тобой красочное панно «Мир отважных».
Внимательно рассмотри его.
Отважные люди повсюду живут:
И врач, и спасатель, пожарный, военный.
Отвага для них – это жизнь, это труд
Отважный - лишь с виду - обыкновенный!
Но стоит случиться какой-то беде
Иль ситуации чрезвычайной,
Он рядом с тобой, он поможет тебе,
Он смелый, отважный, отчаянный!
Тебе предстоит интересное и увлекательное путешествие
по экспозиции музея Отваги.
С помощью этого путеводителя ты узнаешь:
о проявлении отваги в различные времена, много нового и интересного об отважных
жителях г. Тольятти, и, конечно же, о своей отваге.
Выполняя различные задания, ты сможешь ответить на
вопросы:
Почему человек совершает самоотверженные и отважные поступки?
Как отличить отвагу от лжеотваги?
Кто для тебя отважный человек?
Какие качества необходимы человеку для проявления отваги?
Помни:
У каждого в жизни своя отвага!
Хочешь быть отважным – будь им!
Смелее в путь!
«Граница»
Внимание!
Ты пересек линию границы и находишься на пограничной территории.
-Стой! Кто идет? – так обычно пограничник
останавливает человека, который пересекает линию границы.
Остановись возле пограничного столба.
Напиши свои данные в «Журнале пограничной заставы».
Чтобы продолжить свой маршрут тебе необходимо
выполнить «Боевое задание юного пограничника»
Для этого внимательно изучи информацию и материалы окружающей пограничной
территории.
- Найди информацию об офицерах, которые возглавляют Штаб пограничной
заставы, её секретное название - Фонд «Граница». Напиши их Ф.И.О.
_______________________________ - Изучи материалы о лучших «пограничниках заставы». Сколько боевых
вылетов совершил Ревин Валерий Петрович? __________
- Где базировалась ДШМГ, в составе которой служил Голощапов Сергей
Павлович? _____________________________
- Напиши название самой высокой пограничной заставы на Кавказе, в
которой проходил службу Коптев Валерий Николаевич? __________________
- Как летчики во главе с командиром авиационного звена,
Крашенинниковым Александром Ивановичем, называли танки и БТР?
___________________
- Расшифруй слово ДШМГ, в составе которой служил Молотов Сергей
Иванович.
- Кто возглавлял первый ночной бой пограничников в Афганистане?
__________________
- Выясни и напиши, кто такие контрабандисты?
- _________________________________________________
- Узнай, что такое «копец»? _______________________
- Возьми прибор для наблюдения (бинокль) и найди копец.
- Что означает слово дистанция для пограничников? _______
- Как называли солдат до призыва в армию? _____________
- Что использовали пограничники для срочной мобильной связи?
_______________________
- Прими участие в интерактивном опросе.
- Выполни задание «Граница на замке».
Молодец! Ты выполнил все задания и по праву можешь
носить звание «Юный пограничник».Теперь ты можешь «открыть границу» и
продолжить свое путешествие.
«Медаль «За Отвагу» – боевая награда!»
Тебе предстоит пройти нелегкий путь по следам боевых
сражений отважных бойцов. Внимательно изучи историю медали «За отвагу». В каком
году она была учреждена? _____________
Сколько существует вариантов медали «За отвагу»? ____
В нашем музее медаль «За отвагу» объединила поколение
трех войн.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
22 июня 1941 года границы нашего государства (в то
время Советского Союза) были нарушены фашистскими войсками.
Посмотри, сколько жителей г. Тольятти, участников
Великой Отечественной войны, награждены медалью «За отвагу»? _____
Внимательно рассмотри экспонаты. Какой из них произвел
на тебя наибольшее впечатление? ____________________________________
Военные письма – тонкая ниточка, которая соединяла
близких людей на войне. Прочитай письмо друзей Михаила Баранова его матери.
Узнай, за что боец был награжден медалью «За отвагу».
В военно-полевой сумке лежат солдатские треугольники,
на некоторых из них видны «следы военной цензуры».
Для справки: Военная цензура – это государственный
контроль за информацией в газетах, литературе, в том числе и в личных письмах.
Как ты думаешь, о чем запрещалось писать солдату в
письмах родным и близким?
Прочитай на стене лозунги Великой Отечественной войны.
Какой из лозунгов помог бы тебе на войне?__________________
Для справки:
Таран – это прием нанесения удара по противнику своей техникой (танком,
самолетом, кораблем) в целях его уничтожения. Человек заранее обрекает себя на
смерть ради жизни других людей.
26 июня 1941 года советский летчик Николай Гастелло
совершил таран – он погиб, направив свой горящий самолет на танковую колонну
противника. Летчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 года одним из первых
применил ночной таран, сбив бомбардировщик врага.
В «Книге Отважных» узнай об отваге и подвигах воинов
Великой Отечественной войны.
С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны
становится меньше. Если среди твоих родственников, соседей, знакомых живет
ветеран – постарайся с ним встретиться, узнай о его биографии, боевом пути и
отваге.
Война в Афганистане 1979 – 1989
гг.
5 декабря 1978 года между Советским Союзом (СССР) и Демократической
республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве. Афганское правительство обратилось к СССР с просьбой об
оказании срочной политической, экономической, а также продовольственной,
медицинской, военно-технической помощи.
27 декабря 1979 года на территорию Афганистана были введены
советские войска, которые принимали участие в боевых действиях против
бандформирований.
Для справки: Бандформирования – боевики, группировки
противников, моджахеды. «Духи», «Душманы» - местное население Афганистана,
помогающее боевикам.
Территория Афганистана – это в основном каменистая
горно-пустынная и горно-степная местность, мертвые пустынные районы без воды и
растительности. Железные дороги – отсутствуют. Основное население – афганские
(пуштунские) племена.
Боевые операции проходили в сложных условиях: это высокие горы, глубокие
ущелья, узкие дороги, непригодные для прохождения военной техники, это открытая
равнинная местность – «зеленка».
Для справки: «Зеленка» – растительная местность с
густой растительностью (виноградники, алыча, абрикос), место, удобное для
укрытия и засады.
В этих местах противники устраивали засады и завалы,
минировали дороги.
Найди на карте Афганистана города: Герад, Шинданд, Пандж, Кабул и другие
города, на территории которых проходили крупные сражения.
Ты можешь посмотреть документальные кадры хроники тех
событий.
Возмужавшие парни вспоминали, как в детстве играли «в
войну», стреляли из игрушечного пистолета, как «падали убитыми», а потом
вставали. В Афганистане убивали по настоящему. Только потом солдаты понимали,
что «до первого убитого война казалась им мальчишеской игрой».
37 ребят из Тольятти погибло за 10 лет войны в
Афганистане, но до сих пор невернувшиеся с войны солдаты «посылают» своим
матерям и близким «Привет из Афганистана». Ты можешь прочитать солдатские
письма, переданные в музей родителями воинов, погибших в Афганистане.
Узнай, сколько жителей г. Тольятти, участников войны в
Афганистане, награждены медалью «За отвагу»? ____________
В «Книге Отважных» прочитай об отваге и подвигах
воинов-участников войны в Афганистане.
«Не бросай своих, даже мертвых!» - таким был девиз на войне в Афганистане.
Вертолеты МИ-8, МИ-28, как и солдаты, они вынесли на себе всю тяжесть войны.
Они участвовали в проведении боевых операций в горах, оказании различной помощи
и вывозили раненых с поля боя.
15 февраля 1989 года – день вывода советских войск из
Афганистана.
Перед тобой диорама «Последнее сражение в Афганистане».
На поле боя остались военные трофеи - свидетели боевых
событий.
Найди среди них
- мину «Лепесток» (после её взрыва солдаты на всю жизнь оставались
калеками)
- военный телефон (для установления связи в полевых условиях)
- триплекс (смотровое устройство в бронетехнике)
Для справки: Мины – самый калечащий вид оружия.
Сегодня в мире зарегистрировано более 21 миллиона инвалидов в результате
минного подрыва.
Уходили войска, оставляя на память стихи и песни об
Афганистане:
«…Прощайте, горы! Вам видней, что мы имели, что отдали…»
Боевые действия на Северном Кавказе.
12 июня 1990 года I съезд народных
депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете.
Сепаратистское движение (направленное на отделение,
обособление, создание собственной государственности) в национальных районах
Российской Федерации набирает силу.
Съезд чеченского народа создаёт Временный высший совет по руководству
Чечено-Ингушской Республикой во главе с Д. Дудаевым.
В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о
разделении Чечено- Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава
России.
10 августа 1994 года съезд чеченского народа в Грозном
поддержал решение президента самопровозглашённой «Чеченской Республики Ичкерия»
генерала Д.Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной
войны с Россией за независимость».
Чечня становится территорией боевых действий, терроризма, разрушений жилых
зданий и объектов, взятия заложников.
Возникла опасность для жизни граждан, как в Чечне, так и за её пределами
(России и соседних республик).
1994-1996 гг. – первый этап военных действий в Чечне.
11 декабря 1994 года - на территорию Чечни были
введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны
Российской Федерации.
В городах Гудермес, Грозный, Аргун, Шали, Владикавказ,
Моздок и других велись продолжительные бои. Бандформирования во главе с
Масхадовым, Дудаевым, Басаевым вели обстрелы, после которых осталось много
жертв и разрушений.
Найди фрагмент взорванного бронетранспортера.
Рассмотри военные трофеи, награды, медали, которые
свидетельствуют о грозных событиях в Чечне.
В развалинах город, война, а на дороге Блокпост.
Для справки:
Блокпост – военный пункт с группой военнослужащих, препятствующих проезду,
прохождению людей и транспорта на определенную территорию в связи с
боевыми действиями.
В ночь с 31 декабря по 1 января 1995 года – российские войска штурмовали Грозный, погибло 1000
военных.
У многих погибших не было индивидуальных жетонов, поэтому эти бойцы считаются
без вести пропавшими.
Для справки: Индивидуальный жетон – металлическая
пластина с указанием: Ф.И.О. бойца, группы крови, фактора-резуса. Он необходим
для установления личности раненого или погибшего бойца.
31 августа 1996 года подписание Хасавюртовских
соглашений, согласно которым в Чечне прекращались военные действия.
31 декабря 1996 года –вывод федеральных войск с территории Чечни.
В августе 1999 года боевики под командованием Шамиля Басаева вторглись в Дагестан, начали
вооруженные действия и взрывы жилых домов, попытались захватить высокогорные
районы и провозгласить создание исламского государства. Начались массовые
террористические акты, унесшие сотни человеческих жизней: взрывы торговых
объектов, станций метро, поездов и жилых домов Москве, Волгограде, Волгодонске,
Каспийске, Грозном.
Российское правительство было вынуждено начать контртеррористические операции.
29 сентября 1999 года начался второй этап чеченской
войны.
Военные действия стали носить межнациональный характер.
В условиях военных конфликтов людей разных национальностей волновали жизненно
важные вопросы:
Кто здесь враг?
Кто здесь друг?
Где же путь к примирению?
В марте 2003 года в Чеченской республике была принята новая Конституция.
В боевых операциях на Северном Кавказе принимали
участие специально обученные отряды:
- ОМОН (отдел милиции особого назначения) и
- ОМСН (отдел милиции специального назначения).
В настоящее время они продолжают охранять мирную жизнь
населения (небольшие террористические группы и бандформирования продолжают
укрываться в горах).
На фотографиях ты можешь увидеть бойцов из Тольятти
отрядов ОМОН И ОМСН.
Кадры хроники дополнят твое представление об этих
событиях.
Жизнь человека на войне зависит от многого: и от
умелого руководства боем, и от боевой подготовки солдат, и от правильных
действий саперов.
Для справки:
Сапер – специальность военнослужащих инженерных войск, обеспечивающих
разминирование местности и объектов, их маскировку, преодоление и
устройство заграждений, прокладывание путей и колонн.
Внимательно изучи инструкцию по разминированию,
которой пользовались солдаты на войне. Она спасла жизнь многим.
Посмотри, сколько жителей г. Тольятти, участников боевых действий на Северном
Кавказе, награждены медалью «За отвагу»? ________
В «Книге Отважных» ты можешь узнать о некоторых
событиях в Чечне и об отваге военнослужащих города Тольятти.
Быть отважным солдатом, военным нелегко.
Каждый человек должен быть готов к защите Отечества!
Продолжи свой путь к отваге.
На пути к Отваге.
У каждого человека есть цель, к которой он стремится.
Но главное не только цель, но и Путь, который выбираешь.
Здесь ты можешь попробовать себя в роли военного.
Воинское звание можно определить по знакам различия.
Для справки:
Знаки различия – это знаки на форменной одежде для обозначения воинского
звания, принадлежности к роду войск.
К ним относятся погоны, петлицы, эполеты, нагрудные и нарукавные знаки
(нашивки, шевроны), знаки на головных уборах, погонах, петлицах, эполетах
(кокарды, эмблемы, звездочки), канты и лампасы.
Рассмотри знаки различия на военной одежде и определи
воинское звание. Подбери себе обмундирование. Если хочешь, примерь его.
Попробуй правильно наматывать портянки.
Как ты думаешь, какие необходимые солдату вещи нужно
сложить в вещевой мешок?
Попробуй на скорость собрать вещмешок.
Время пошло!
За сколько минут ты справился?
За 3 минуты – надо еще потренироваться!
За 1 минуту – ты настоящий солдат!
Правильно надень противогаз. Дыши ровно и
спокойно. Тебе нужно выдержать 2 минуты.
Как ты считаешь, ты готов к защите Отечества? ______
Какую подготовку ты бы хотел пройти:
- строевое обучение;
- обучение сборке-разборке автомата;
- обучение стрельбе;
- изучение истории военной службы?
Помни: никто не может сломить того, кто ко всему готов!
Отважные люди.
Отвага проявляется не только в военное время, но и в
разных профессиях, различных жизненных ситуациях!
Внимательно рассмотри фотографии, предметы в витрине.
Как ты думаешь, человеку какой профессии они принадлежат?______
В чем проявляется его отвага?_____________
Найди в «Книге Отважных» информацию об этом отважном человеке.
Человек совершает отважные поступки, потому что для
него это важно!
В жизни каждый человек живет в ситуациях выбора:
- Выбирает и принимает важное решение!
- Выбирает и совершает важное дело!
- Выбирает и осваивает нужную профессию!
Помни: выбор есть всегда!
Выбери и открой любой ящик.
Внутри него есть интересная информация, а также специальное для тебя задание.
Выполни его.
Напиши: в каких профессиях проявляется отвага, кого из
близких тебе людей ты можешь назвать отважными и почему?
_________________________
Как ты понимаешь фразу: «К вершинам не всегда легко
взойти»
Интересные сюжеты из жизни отважных людей ты можешь
посмотреть на компьютере.
Найди и прочитай определение отваги по Владимиру Далю.
Твоя отвага.
Как ты думаешь, какие из перечисленных качеств отваги
есть у тебя? ___________________________________________
У каждого в жизни своя отвага. Попробуй определить тип
своей отваги.
Как ты думаешь, что такое лжеотвага?
Рассмотри ситуации – сделай свой вывод.
Каждый человек в любом возрасте о чем-нибудь мечтает.
У каждого из нас есть свои возможности, которые помогают в достижении заветной
цели.
Однако бывают ограничения, которые мешают человеку её достичь.
Перед тобой различные жизненные ситуации.
Ты оказался в центре этих событий.
Выполни задание.
Выбери возможности и ограничения, соответствующие твоему поведению.
Теперь ты можешь вывести формулу своей отваги!
Вот и закончилось твое первое путешествие «в мир
отважных людей».
Перед тобой открывается целый мир, в котором есть ты и твоя отвага.
Помни: Отвага нужна, чтобы верить и жить, расти и
любить!
Музей Отваги – Отважный музей!
Если среди ваших друзей, знакомых, родственников есть
Отважные люди, информацию о которых вы бы хотели видеть в музее, и если в вашем
сердце живёт Отвага, мы рады будем вместе с вами сотрудничать и создавать
«Музей Отваги»!
Ты можешь принимать активное участие в жизни и
деятельности школьного музея Отваги: посещать занятия по программам «Музейный
мир» и «Школьное музейно-экскурсионное бюро», разрабатывать и проводить
экскурсии, викторины по музею, организовывать и проводить любые музейные
мероприятия, проводить встречи с интересными людьми, изучать жизнь отважных
людей г. Тольятти, заниматься поиском, сбором, изучением предметов музейного
значения.
В музее Отваги ты можешь использовать свои знания в
области компьютерных, информационных технологий:создавать и обновлять сайт
музея, разрабатывать компьютерные игры, видеосюжеты.
Путеводитель по экспозиции музея Отваги издан при
финансовой поддержке:
Фонда «Развитие через образование г. Тольятти», МОУ СШ №93
Авторский коллектив:
- Родионов Александр Геннадиевич
- Ланкова Наталья Михайловна
- Горяинова Жанна Николаевна
- Шакина Наталья Витальевна
Дизайнеры:
- Минсафина Татьяна Николаевна
- Щербинина Саша
- Веретенникова Ольга
445031. г. Тольятти, МОУ СШ №93
ул. 40 лет Победы, 10
(8482) 72-12-60, факс: (8482) 72-12-65,
E-mail: ano_krug@mail.ru
Сайт: http://museum-otvagi.ucoz.ru |